Вс, 05/05/2024, 04:44Приветствую Вас Гость | RSS

Солнце русской поэзии

Меню сайта
Выбрать язык / Select language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Korean
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Наш опрос
Оцените мой сайт

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 38
Обсудить опрос на форуме
Форма входа

Гершензон Д.: Пушкин А.С. (БСЭ - 1940)


Гершензон Д. Пушкин А. С. // БСЭ. — М., 1940. — Т. 47. — Стр. 651—673.

ПУШКИН, Александр Сергеевич (1799—1837), гениальный народный поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Родился в Москве 26/V (6/VI) 1799. Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, происходил из знатного, впоследствии обедневшего дворянского рода. Мать поэта была внучкой абиссинца Ибрагима Ганнибала, одного из сподвижников Петра I. Пушкин с детства вращался в литературных кругах. Его отец был образованным человеком, любил литературу и сам писал стихи. Дом отца посещали виднейшие писатели того времени — Державин, Карамзин, Жуковский и др. Дядя Пушкина, Василий Львович Пушкин, известный поэт того времени, также способствовал развитию в своем племяннике интереса к литературе. Страстно полюбив чтение, увлекаясь литературой, Пушкин проводил большую часть времени в кабинете отца, где находилась большая библиотека. Он проявлял огромный интерес ко всему русскому, народному. «Несмотря на французское воспитание, несмотря на то, что в кругу родных его говорилось преимущественно по-французски, Пушкин, как известно, уже в детстве был окружен элементом народности; известно, что главною представительницею этого влияния была няня его, знаменитая Арина Родионовна» (Чернышевский). Рассказы о народной жизни и сказки, которые слышал П. в детстве, дали ему возможность лучше ознакомиться с русскими народными нравами и обычаями.

В 1811 П. поступил в Царскосельский лицей — вновь учрежденное закрытое учебное заведение для детей дворян. В лицее, как и до него, П. много читал, изучая величайшие творения мировой и лучшие образцы русской литературы — произведения Ломоносова, Державина, Карамзина, Жуковского, Батюшкова и др. П. проявлял большой интерес к творчеству великих французских просветителей — Вольтера, Руссо, читал «вольную» литературу, в том числе запрещенные произведения Радищева, знакомился с идеями политич. свободы и гражданского равенства на лекциях профессора права Куницына. В лицее П. близко сошелся с будущими декабристами — Пущиным, Кюхельбекером, познакомился с Чаадаевым и воспринял освободительные идеи прогрессивной дворянской молодежи. В лицее П. продолжал свою творческую работу, активно участвовал в литературном кружке и в лицейских рукописных журналах. В 1814 П. впервые выступил в печати со стихотворением «К другу стихотворцу». Большим событием в лицейской жизни П. была его встреча с известным русским поэтом Державиным, к-рый присутствовал на переводных лицейских экзаменах в 1815. В присутствии Державина Пушкин прочел свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» (1814), к-рое привело в восхищение Державина, почувствовавшего в Пушкине огромный талант. Последние годы пребывания в лицее тяготили П. Он рвался к широкой общественной жизни, к литературе. Еще в лицее П. был принят в число членов литературного общества «Арзамас», к-рое вело борьбу с реакционной «Беседой любителей русского слова» за простоту литературного русского языка. В 1817, по окончании лицея, П. был назначен в министерство иностранных дел, где фактически не служил. П. проявлял полное равнодушие к служебной карьере, посвятив себя поэтической деятельности.

Выйдя из лицея, П. окунулся в общественно-политическую жизнь Петербурга. Он близко сошелся с рядом будущих организаторов восстания декабристов и глубоко воспринял их идеи. В 1819 П. вступил в литературное общество «Зеленая лампа», к-рое, как выяснилось впоследствии, было связано с тайным обществом декабристов. Показателем роста политич. сознания П. и близости его к идеям декабристов были политические стихотворения поэта, написанные в период 1817—20. Эти стихи, широко распространявшиеся в рукописном виде, вскоре стали известны царскому правительству. Горячий и откровенный юноша смело и открыто выражал свои вольнолюбивые стремления. Царь Александр I был настолько обеспокоен революционными стихами П., наводнившими, — по его словам, — всю Россию, что хотел сослать поэта в Сибирь или Соловки.

Только вмешательство друзей П. облегчило его участь. В 1820 П. был выслан из Петербурга под предлогом служебного назначения в Екатеринослав в распоряжение главного попечителя колонистов южного края, генерала Инзова. Перед отъездом из Петербурга П. закончил свою первую поэму «Руслан и Людмила» (1817—19), которая произвела большое впечатление как произведение с явно демократическими нотами, написанное в реалистическом стиле. Прочитав эту поэму, поэт Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Ученику победителю от побежденного учителя».

16/V 1820 П. приехал в Екатеринослав, где вскоре простудился и заболел. Там П. застала семья его знакомых — Раевских, с к-рой поэт отправился лечиться на Кавказ, а затем жил у Раевских в Крыму, в Гурзуфе. Через Н. Раевского Пушкин глубже познакомился с творчеством Байрона. Вольнолюбивые стихи великого англ. поэта-изгнанника оказались созвучны настроениям русского гонимого поэта. Под влиянием романтических поэм Байрона Пушкин задумал свои поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» и «Братья-разбойники». Эти поэмы были закончены им позже в Кишиневе, куда он приехал 21/IX 1820 в связи с тем, что канцелярия генерала Инзова переехала из Екатеринослава в Кишинев.

Три года жизни в Кишиневе были годами интенсивного идейно-политич. роста П. Он часто бывал в доме члена тайного общества М. Ф. Орлова и дружил с майором Владимиром Раевским, человеком выдающегося ума и большого образования. П. часто посещал Каменку — имение Давыдова, где собирались будущие декабристы; на юге он познакомился с руководителем Южного общества Пестелем, о к-ром отзывался как об «одном из самых оригинальных умов». Воспоминания лицейского друга П. — декабриста Пущина — и записки из дневника Долгорукова, чиновника канцелярии ген. Инзова, подтверждают, что П. целиком разделял взгляды декабристов, хотя не был членом тайного общества и не знал о его существовании. Декабристы не приняли П. в свою организацию, потому что подготавливали переворот силами военных. П. поддерживал связь и с руководителями национально-освободительного движения в Греции и приветствовал начавшуюся в эти годы освободительную борьбу в Испании и Италии. Длительное пребывание в Кишиневе тяготило поэта; он обратился в Петербург с просьбой об отпуске, но ему было в этом отказано. После долгих хлопот друзья добились перевода поэта в Одессу, в канцелярию генерал-губернатора графа Воронцова. В Одессе, куда П. переехал в 1823, он нашел друзей, завел обширное знакомство и занялся литературным трудом, отказываясь от служебных поручений. «Пушкин — первый почувствовал, что литература — национальное дело первостепенной важности, что она выше работы в канцеляриях и службы во дворце — он первый поднял звание литератора на высоту до него недосягаемую» (Горький). В конце 1823 П. начал писать поэму «Цыганы», к-рую закончил позже в Михайловском. В Одессе же он начал свой знаменитый роман «Евгений Онегин», над к-рым работал около 9 лет. Независимое поведение П., его требование уважения к себе как к поэту и нежелание быть чиновником вызвали озлобление «полугероя», «полуневежды» — графа Воронцова, надменного чиновника, к-рый относился свысока к своим подчиненным, особенно ссыльным. В результате доносов Воронцова Пушкин, по распоряжению царя, был выслан в 1824 из Одессы в имение своих родителей, в село Михайловское Псковской губернии.

В начале августа 1824 П. приехал на место своей второй ссылки, где за ним был установлен полицейский надзор. В Михайловском П. усиленно занимался: изучал историю России, творчество Шекспира, Гёте, знакомился с современными литературными течениями, собирал образцы устного народного творчества, интересовался жизнью и бытом народа. В долгие зимние вечера поэт слушал русские народные сказки и песни. В Михайловском П. написал свою знаменитую драму «Борис Годунов» (1825), ряд глав «Евгения Онегина», поэму «Граф Нулин» (1825) и много стихотворений. В конце 1825 вышел первый сборник стихотворений П.

14/XII 1825 в Петербурге на Сенатской плошади произошло восстание декабристов. Вступивший на престол Николай I жестоко расправился с восставшими. Во время допроса декабристов и разбора их бумаг стало очевидным, какую огромную роль сыграли в подготовке восстания политические стихотворения П.: «Деревня», «Вольность», «Кинжал» и др. Узнав о восстании и об его разгроме, П. глубоко переживал неудачу своих друзей. Он ожидал, что гнев царя обрушится и на него. П. сам писал: «Я был в связи почти со всеми и в переписке со многими из заговорщиков». Опасаясь обыска, П. сжег свои записки, в к-рых говорил о деятелях общества декабристов. В 1826, по распоряжению царя Николая I, в Псковскую губернию был командирован агент царской охранки, к-рый, однако, не обнаружил ничего подозрительного в действиях П. во время его пребывания в Михайловском. Тогда Николай I попытался воздействовать на П., чтобы использовать блестящее дарование поэта и направить его в интересах политики самодержавия. По его приказанию в сентябре 1826 поэт был срочно доставлен с фельдъегерем в Москву к находившемуся там царю. При свидании с царем П. не скрывал своих революционных убеждений и на вопрос царя открыто заявил, что, будь он в Петербурге 14 декабря, он был бы вместе со своими друзьями на Сенатской площади. Царь объявил П., что «прощает» его, и обещал ему полную «свободу» творчества, заявив, что сам будет цензором поэта. «Милости», обещанные царем, оказались для П. жестокими цепями. Его произведения должны были теперь проходить тройную цензуру. За ним тщательно следили, его письма вскрывались, ему неоднократно делали замечания и царь Николай I и шеф жандармов Бенкендорф. Отношения между поэтом и царем все более обострялись. В 1829 П. без разрешения царя поехал на Кавказ в действующую армию, где было много разжалованных декабристов. Узнав об этом, разгневанный царь объявил поэту через Бенкендорфа выговор. Поездка Пушкина на Кавказ нашла свое отражение в его путевых очерках «Путешествие в Арзрум» (1829).

П. до конца своей жизни ненавидел самодержавие и был предан своим друзьям-декабристам. В 1827 он отправил им послание «В Сибирь», в к-ром призывал хранить «гордое терпение» и верить, что «оковы тяжкие падут». Вскоре царским властям стало известно стихотворение П. «Андре Шенье», со сделанной кем-то надписью «На 14 декабря» (день восстания декабристов). Кроме того, была обнаружена богохульная поэма «Гавриилиада», написанная П. в 1821. Поэту пришлось давать объяснение и в Сенате и царю. Правительственная печать в лице реакционных критиков Булгарина, Греча и других начала травить Пушкина, заявляя о падении его таланта. Все это угнетало П. К тому же и личная его жизнь была полна огорчений и забот. Познакомившись в Москве с Наталией Николаевной Гончаровой, П. в 1829 посватался к ней, но получил отказ. И лишь после повторных его предложений согласие на брак было дано в 1830. В сентябре 1830 П. выехал в Болдино — имение, частично переданное ему отцом. За три месяца пребывания в Болдине П. написал огромное количество произведений: он закончил знаменитый роман «Евгений Онегин», написал свои гениальные маленькие трагедии, «Повести Белкина», поэму «Домик в Коломне», большое количество стихотворений и ряд статей. Вернувшись из Болдина, поэт вскоре женился на Н. Н. Гончаровой и переехал в Петербург.

П. стремился жить уединенно, вдали от придворной и великосветской жизни, чтобы заниматься исключительно литературным трудом. Но жена его хотела блистать в высшем обществе при дворе. В 1834 царь произвел П. в камер-юнкеры. Это было личным оскорблением для поэта, так как чин камер-юнкера, которым обычно награждались представители аристократич. молодежи, был дан тридцатипятилетнему П. лишь с той целью, чтобы его жена получила доступ ко двору. Кроме того, звание камер-юнкера обязывало самого П. посещать официальные церемонии, что отвлекало его от творческой работы. Еще в 1830 П. начал работать над историческими архивами, проявляя большой интерес к истории восстания Пугачева. Изучив архивные материалы, П. отправился в 1833 в б. Оренбургскую губернию в те места, где происходило восстание. Там он собирал материал, беседовал с крестьянами — современниками Пугачева. Результатом исследовательской работы П. явилась его «История Пугачева», к-рую царь велел переименовать в «Историю Пугачевского бунта» (1833). На основе материалов о Пугачеве Пушкин написал повесть «Капитанская дочка» (1836). Тема крестьянского восстания нашла свое отражение и в другой повести Пушкина, написанной ранее, «Дубровский» (1833). В 30-е гг. П. активно занимался журналистской деятельностью, писал критические и публицистические статьи и заметки. П. вел бурную полемику с реакционным журналистом Булгариным и одним из видных литераторов — Н. Полевым. Еще в 1830 П. редактировал совместно с Дельвигом «Литературную газету», а в 1836 основал журнал «Современник». В качестве постоянного сотрудника этого журнала П. предполагал пригласить Белинского, за литературно-критическими статьями к-рого он следил с большим интересом. Журналистская деятельность П. так же, как и его литературное творчество вызвали резкие отзывы реакционной печати и господствующей верхушки общества. Николай I и придворные круги не могли примириться со стремлением великого поэта к свободному, независимому положению и относились отрицательно к его творчеству. Так созрел острый конфликт между П. и царем, между великим народным поэтом и самодержавно-крепостническим строем николаевской России. Этот конфликт привел к гибели П. Холопы царя посредством анонимных писем сумели вызвать ссору между поэтом и ничтожным светским фатом, офицером Дантесом — приемным сыном голландского посланника барона Геккерена, нагло ухаживавшим за женой П. 27/I 1837 в Петербурге на Черной речке, за комендантской дачей, состоялась дуэль между Пушкиным и Дантесом. П. был смертельно ранен и через два дня 29/I (10/II по новому стилю) скончался.

П. пал жертвой крепостнической системы николаевской России. Его гибель была горестной утратой для всего русского народа. Она вызвала народное возмущение, к-рого не знала Россия после декабрьского восстания 1825. Это возмущение народа и народную скорбь прекрасно выразил великий русский поэт М. Ю. Лермонтов, заклеймивший убийц П. в своем знаменитом стихотворении «Смерть поэта». Опасаясь народного гнева, царь приказал тайком отвезти тело П. в село Михайловское, поблизости от к-рого он и был похоронен (в Святогорском монастыре — ныне Пушкинские горы).

П. жил и творил в 20—30-х гг. 19 века, на первом этапе освободительного движения в России, когда на арене общественно-политич. борьбы действовали «дворяне и помещики, декабристы и Герцен» (Ленин, Соч., т. XV, стр. 468). П. жил и творил в период подъема патриотического духа русского народа, одержавшего величайшие победы над наполеоновской армией, вторгшейся в Россию в 1812. «Воспитанный в семействе и в жизни, учившийся в то время, когда после событий отечественной войны русские стали приходить к самосознанию, имевший случай войти в соприкосновение со всеми классами русского общества, Пушкин умел постигнуть истинные потребности и истинный характер народного быта» (Добролюбов). П. понимал и чувствовал могучую силу русского народа, его стремление к свободе и независимости. П. видел, как народ угнетается системой аракчеевских поселений, полицейским произволом и насилиями. П. жил и творил в период потрясения феодальных устоев, когда со всей неизбежностью встал вопрос о ликвидации крепостного права, о необходимости изменения существующей системы. Как передовой человек своего времени, горячо интересовавшийся судьбами России, П. не мог не понять всей сложной обстановки назревавших событий, не мог не высказать своих убеждений и взглядов по двум важнейшим вопросам: отношение к самодержавию и к крепостнической системе. П. испытал глубокое влияние западно-европейского освободительного движения, до него доносились отзвуки освободительных идей французской революции 1789, нарастание революционных бурь в Италии, Испании и Греции. П. был близок к той передовой дворянской молодежи, к-рая, объединившись в тайные общества, подготавливала изменение существующего строя путем организации военного заговора. Не будучи членом тайного общества, П., однако, в своих произведениях и высказываниях отразил идеи декабристов. Он горячо выступал против крепостнической системы самодержавия, за просвещение и свободу.

Вся система феодальных отношений, дворянских традиций придворного раболепия противоречила чувствам и мыслям, которые владели П. Еще с детства воспитывал он в себе независимость. «Но от кого бы я ни происходил, — писал П., — ...образ мыслей моих от этого никак бы не зависел». Вспоминая эти слова Пушкина, Горький указывал: «Это слова человека, который чувствовал, что для него интересы всей нации выше интересов одного дворянства, а говорил он так потому, что его личный опыт был шире и глубже опыта дворянского класса». Воспитанный в духе идей просвещения и гуманности, П. оказался отщепенцем своего класса. Это подтверждается его резкими отзывами о крепостнич. порядках, презрительным отношением к высшей знати, стремлением уйти от дворянского общества, бежать из России, где «не нужны были ни его ум, ни талант». Но П. не перешел на позиции другого класса — крестьянства, как это произошло позже с Герценом. П. жил и творил в период, когда крестьянство в лице его передовых деятелей — вождей революционной демократии — еще не выявило своих позиций. В 30-е годы под влиянием холерных бунтов, свидетельствовавших об огромном недовольстве крестьян помещичьим произволом, П., глубоко интересовавшийся судьбами России, не мог не задуматься над ролью и значением крестьянства в решении этих судеб. По мнению П., «одно только страшное потрясение могло бы уничтожить в России закоренелое рабство». Но П. называл русский бунт «бессмысленным и беспощадным». Он видел на опыте неудавшихся восстаний Разина и Пугачева стихийность и неорганизованность крестьянского движения. П. называл Степана Разина «единственным поэтическим лицом русской истории». Он нарисовал тепло и правдиво образ Пугачева. Как великий художник-реалист П. правдиво отразил в своем творчестве роль и значение движения крестьянских масс.

П. понимал прогрессивную роль буржуазного развития России, вместе с тем он видел, как путем «жестоких предрассудков» и «нестерпимого тиранства» идет развитие капитализма на Западе. Он видел, как при власти буржуазии «все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую» подавлено «неумолимым эгоизмом и страстию к довольству» (см. ст. Пушкина «Джон Теннер»), он отрицательно относился к капиталистическим порядкам и нравам. П. был не только величайшим поэтом, но и передовым человеком своего времени, общественным деятелем, к голосу и словам которого прислушивалось общественное мнение передовых кругов русского общества. В 30-е гг. П. готов был «пуститься в политическую прозу», т. е. в публицистику, но это оказалось недоступным для поэта, находившегося под тройной цензурой. П. проявлял огромный интерес к социально-политической жизни России и Западной Европы. Он интересовался всей политич. литературой своего времени, изучал важнейшие исторические, социально-политические и философские произведения. П. был знаком с философией Канта, Шеллинга, Фихте, Гегеля, с учением утопич. социализма Сен-Симона. Он был одним из образованнейших людей своего времени. П. проявил свои огромные способности как историк. Пользуясь историч. примерами прошлого, он не идеализировал их с точки зрения рус. старины. Он критически относился к историч. фактам и умел обобщать их, вскрывая глубокий смысл этих фактов. П. весьма ценил в истории людей, боровшихся за прогрессивное развитие России. Именами их, по его мнению, должен гордиться русский народ. Вот почему он подчеркивал роль и значение Минина и Пожарского, Ломоносова, Радищева и др. «Имена Минина и Ломоносова, — писал он, — вдвоем перевесят может быть все наши старинные родословные». П. неоднократно говорил о том, что мы должны гордиться богатством своего прошлого. «Только революционная голова, подобная... Пес[телю], — писал он, — может любить Россию — так, как писатель только может любить ее язык. Всё должно творить в этой России и в этом русском языке». П. был глубоко русским человеком. Он, по его словам, «ни за что на свете не хотел переменить отечества и иметь другую историю, как историю предков». В этом трагедия П., к-рый, с одной стороны, горячо любил свою родину, желал ей блага, гордился ее прошлым, а с другой — пытался бежать из России, спасаясь от деспотизма самодержавия. По своему мировоззрению П. перерос свою эпоху. Он смотрел вперед, в будущее. Вот почему Белинский писал, что П. будет жить в будущем, что он будет воспитателем будущих поколений.

Творческий путь Пушкина. Раннее творчество Пушкина, которое относится к лицейскому периоду его жизни (1814—17), развивалось на основе освоения П. всей западно-европейской (в особенности французской) и русской культуры. Об огромной начитанности Пушкина в юношеские годы свидетельствует его раннее стихотворение «Городок» (1814). П. воспринял вольнолюбивый дух Вольтера, эпикуреизм Парни и жизнерадостность Анакреона. Его привлекала «пышная поэзия» Державина, «романтическое содержание произведений» Жуковского и «совершенство антологического стиха» Батюшкова. Но, овладевая лучшими образцами литературного наследства, П. не слепо подражал своим учителям. Он отбирал из их творчества то, что соответствовало его пониманию роли и значения литературы и литературных форм. П. внимательно изучал борьбу различных литературных школ и направлений. В лицейский период П. написал ок. 120 произведений, из к-рых он отобрал для своего сборника только лучшее, а большинство стихотворений уничтожил, считая их ученической пробой пера. Уже в ранних произведениях П. видны те черты реализма, к-рые впоследствии мощно развились в его гениальных произведениях. П. была чужда религиозная лирика Державина. Он был далек от восхваления и преклонения перед величием монарха. В «Ответе на вызов написать стихи в честь... императрицы Елисаветы Алексеевны» (1818) П. писал:
Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой Музою моей.

Уже в ранних стихотворениях П. видно стремление к свободе и независимости («Товарищам», 1817). Идея свободы находит свое отражение в стихотворении П. «К Лицинию» (1815), где поэт говорит: «свободой Рим возрос — а рабством погублен!». Лицейская лирика П. проникнута бодростью и жизнерадостностью. Воспевание жизни и наслаждение ею («Гроб Анакреона», 1815, «Торжество Вакха», 1817) связаны у П. с трезвым, рациональным взглядом на жизнь. Поэт утверждал права человека на пользование всеми благами жизни и красотой природы.

Взгляды молодого поэта более четко определились в тот период его творчества (1817—25), когда он непосредственно столкнулся с общественной средой и сблизился с будущими деятелями движения декабристов. С ростом политического сознания П. росло его поэтическое мастерство, он создает насыщенную глубоким содержанием, яркую по своему художественному выражению политич. лирику. В стихотворениях «Вольность» (1817), «Сказки» (1818), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819) и др. поэт призывает к освобождению России от рабства и произвола. В этих стихотворениях так же, как и в написанных позже («Кинжал», 1821, и «Андре Шенье», 1825). П. бросает призыв к восстанию. В политич. лирике П., служившей мощным средством революц. пропаганды, социальный протест и революционный призыв звучат страстно и бурно, политические мысли выражены четко и ярко. В стихотворении «Вольность» поэт угрожающе восклицает:
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

В отличие от предшествовавших ему поэтов, П. в стихотворении «Деревня» дает правдивое, реалистическое изображение крепостного гнета и произвола. Он решительно опровергает ложное представление о деревенской тиши и идиллии помещичьей усадьбы и вскрывает всю омерзительную подноготную помещичьего быта — «барства дикого». Поэт гневно говорит о «рабстве» и смело выдвигает вопрос о необходимости освобождения крестьян.
Увижу-ль, о друзья, народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

Однако в стихотворениях «Вольность» и «Деревня» П. допускает путь законодательных реформ и верит в возможность увидеть «рабство, падшее по манию царя». Это противоречие между стремлением увидеть «народ неугнетенный» и надеждой, что царь сам уничтожит рабство, можно объяснить влиянием в тот период на П. деятелей Северного общества декабристов, выступавших за отмену крепостного права и вместе с тем за сохранение конституционной монархии. Политические стихотворения Пушкина занимают значительное место в его творчестве. Они являются ярким подтверждением его революционных убеждений.

Творческий рост П. нашел отражение во всей его лирике. Говоря о лирике П., Белинский писал, что она «основана на действительности, на жизни, а не на фантазии и призрачных идеалах». П. «„был человек, и ничто человеческое не было чуждо ему" ...Живость, пылкость, впечатлительность, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, жаждущее любви, жаждущее дружбы, способное привязываться к человеку всеми силами души, горячий темперамент, влекущий к жизни, к обществу, к удовольствиям и тревогам, нравственное здоровье» (Чернышевский) — все эти черты характера П. выступают ярко в его лирике. Поэзия П. проникнута чувством красоты, любви, дружбы, чувством бесконечного уважения к достоинству человека как человека. В своей лирике П. выступает за широкое, многогранное гармонич. развитие человеческой личности. Критикуя отрицательные стороны русской действительности («Энгельгардту», 1819; «Всеволожскому», 1819; «Послание к цензору», 1822), П. направляет силу своего поэтич. оружия против тех, кто подавляет просвещение и культуру. П. воспевает освободительную борьбу в Испании и Италии, он приветствует организаторов греческого восстания. Он возлагает надежду на победу восставших народов, связывая эти надежды с мыслями о борьбе русского народа с самодержавием. Пушкин выступает за раскрепощение человеческой личности, за свободу чувств и морали, за подлинное человеческое отношение к людям. Отличительные свойства лирики Пушкина — уважение к личности человека, глубокое, страстное чувство любви и дружбы («Погасло дневное светило» и др.).

Если в лирических стихотворениях П., написанных до ссылки 1820, преобладают мотивы радости, бодрости, то в лирике начала 20-х гг. выступают мотивы тоски и грусти. Эти мотивы были связаны с условиями, в к-рых протекала жизнь поэта в те годы. Переживания поэта-изгнанника ярко выражены в стихотворении «Узник» (1822), ставшем народной песнью. Впоследствии П. писал в послании «К Языкову» (1824):
Но злобно мной играет счастье:
Давно без крова я ношусь,
Куда подует самовластье;
Уснув, не знаю, где проснусь.
Всегда гоним, теперь в изгнанье
Влачу закованные дни.

Мотивы разочарования в творчестве П. были связаны и с разгромом революционного движения на Западе, поражением греч. восстания. В стихотворении «Свободы сеятель пустынной» (1823) П. сожалеет о том, что народы не могут закрепить «дары свободы», уничтожить «ярмо и бич», а вынуждены покоряться самовластью. В этом стихотворении выражалось не презрение к народу, как пытались утверждать некоторые критики, а любовь и сожаление к нему так же, как в тех словах Чернышевского о «жалкой нации, нации рабов», к-рые были, по мнению В. И. Ленина, словами «настоящей любви к родине, любви, тоскующей вследствие отсутствия революционности в массах великорусского населения» (Ленин, Соч., т. XVIII, стр. 81). Оптимизм и бодрость никогда не покидали поэта. Мотивы грусти тесно переплетаются в лирике П. с призывом к борьбе за лучшее будущее. Ярким жизнерадостным гимном звучит «Вакхическая песня» (1825), в к-рой поэт провозглашает: «Да здравствуют музы, да здравствует разум!» и заканчивает пламенным призывом: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!».

В эти годы П. усиленно работал над созданием своих поэм. Первой поэмой, которая сыграла большую роль в развитии реализма Пушкина, была «Руслан и Людмила» (1817—19). Борьба Пушкина за простоту русского литературного языка, его огромный интерес к устному народному творчеству и критическое отношение к обветшалым традициям классицизма нашли свое отражение в этой поэме, проникнутой элементами народности и демократическими тенденциями. Недаром один из критиков реакционного журнала «Сын отечества» сравнивал поэму с «мужиком», который в армяке и в лаптях неожиданно и грубо вторгся в дворянское «благородное» собрание. Поэму «Руслан и Людмила» отвергали потому, что сюжет ее взят из простой народной сказки. В ней П. иронически высмеивал ложный героический пафос и мистику. В отличие от мистического романтизма Жуковского — «дядьки пиитических чертей и ведьм». П. в своей поэме продолжает линию эпикуреизма, утверждает право человека на жизнь и наслаждение. В ней со всей силой сказались черты нового реалистич. стиля. Поэма «Руслан и Людмила» выделяется легкостью и выразительностью поэтич. форм и доступностью содержания. Этими же особенностями отличается и другая поэма П., написанная несколько позже, — «Гавриилиада» (1821), в к-рой поэт беспощадно высмеивал религиозный миф о «непорочном зачатии». В «Гавриилиаде» П. придал божественным существам человеческий облик, изобразил их обыкновенными людьми и этим низвел возвышенное до обыкновенного, небесное до земного. Изучение творчества Байрона и увлечение его романтич. героями, сильными, мужественными людьми, огромное впечатление, оставшееся у П. от посещения Кавказа и Крыма, знакомство с черкесами, смелым и вольнолюбивым народом, — все это нашло отражение в романтических поэмах поэта: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники», «Цыганы». П. противопоставил бурную, полнокровную жизнь горцев и цыган мертвой, затхлой жизни светского общества. В этих поэмах Пушкин не уходил от окружавшей его жизни, а крепко стоял на почве русской действительности. Творчество Пушкина, в отличие от творчества Байрона, близко к реальной жизни. Белинский правильно отмечал, что Пушкин «заботился не о том, чтоб походить на Байрона, а о том, чтоб быть самим-собою и быть верным той действительности, до него еще непочатой и нетронутой, которая просилась под перо его». В творчестве Байрона Пушкина привлекала борьба сильной человеческой личности против насилия капиталистич. общества, против установившихся феодально-буржуазных принципов и морали. В поэме «Кавказский пленник» (1821) в образе пленника поэт передавал настроения, типичные для молодых людей его времени. «Я в нем хотел изобразить, — писал П., — это равнодушие к жизни и к наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными признаками молодежи 19 века». П. изобразил в поэме верно и ярко жизнь и быт черкесов. Поэт сам признавался, что «черкесы, их обычаи и нравы занимают большую и лучшую часть моей повести». Из романтических поэм П. наиболее значительное место занимает поэма «Цыганы» (1824). В ней П. уже гораздо глубже раскрывает образ человека, протестующего против «неволи душных городов», где люди
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.

Непримиримое отношение к законам и обычаям современного дворянского общества, стремление укрыться от него в глуши среди вольного народа — кочующих цыган — воплощены в образе Алеко — главного героя поэмы. Однако Алеко не сумел слиться со средой цыган, принять их нравы и обычаи. Сила воспитания, привычек, собственнические традиции толкают его на преступление, и цыганы изгоняют Алеко. В образе Алеко Пушкин глубоко раскрыл проблему индивидуализма. Белинский писал, что этой поэмой П. «вдруг перерос свою публику», что он «отселе... явился уже воспитателем будущих поколений». В поэме «Цыганы», как в «Бахчисарайском фонтане» (1822) и «Кавказском пленнике», П. изображает человеческие личности, создает сильные, страстные характеры. Изучив жизнь цыган, поэт сумел нарисовать яркие и правдивые картины их быта. Этими чертами реализма проникнута и поэма «Братья-разбойники», в основу к-рой положено действительное событие. В этой поэме П. использовал крестьянский фольклор и язык народных масс.

Романтический период сыграл положительную роль в развитии дальнейшего творчества П. Его романтизм носил прогрессивный характер. Сам П. понимал под романтизмом отрицание псевдоклассицизма, отрицание всех тех старых традиций и норм, к-рые мешают правильно изображать жизнь. Он видел в романтизме возможность большего приближения к действительности — путь к реализму.

Значение романтических поэм в творчестве П. заключается в том, что эти поэмы явились шагом вперед в развитии его реализма, дали ему возможность научиться более глубоко раскрывать психологию человеческой личности, изображать типические черты характера. Эти поэмы подготовили П. к созданию драматич. произведений, изумительных по глубине и силе. Сам П. писал: «Только с „Цыган" почувствовал я в себе призвание к драме».

Первым драматич. произведением Пушкина был «Борис Годунов», написанный в Михайловском в ноябре 1825. Работая над этим гениальным произведением русской драматургии, Пушкин тщательно изучал материалы, относящиеся к истории России, и творчество Шекспира. Драма «Борис Годунов» была закончена П. накануне восстания декабристов. В ней отразились мысли и настроения поэта, думавшего о судьбах России, о роли и значении народа. П. сам писал, что он «смотрел на „Бориса Годунова" с политической точки зрения. Основываясь на фактах, которые были даны в описании Смутного времени историком Карамзиным, П. дал новую, углубленную характеристику этим историч. событиям и образу Бориса Годунова. Пушкин изобразил внутреннюю борьбу и раздор между верхушкой феодальной знати, которые неизбежно должны были привести к поражению Руси в ее борьбе с врагами. По мысли П., только сильная власть, опирающаяся на народ, могла бы разгромить вражеские полчища. В своей драме П. изобразил политическую борьбу различных социальных групп. Судьба изображаемых им героев неизбежно связана с развертыванием борьбы этих групп и зависит от столкновения общественных сил. Так, в образе Бориса Годунова ярко выступает противоречие и трагичность царской власти, опирающейся на насилие. П. нарисовал потрясающие картины ожесточенной борьбы, кровавой расправы Бориса Годунова со всеми, кто противится его воле:
Что день, то казнь. Тюрьмы битком набиты.
На площади, где человека три
Сойдутся — глядь — лазутчик уж и вьется,
А государь досужною порою
Доносчиков допрашивает сам.

В образах князей Воротынского, Шуйского Пушкин рисует представителей царской знати, ехидных и подлых людей, готовых любыми средствами добиться для себя власти. Яркими красками изобразил поэт Дмитрия Самозванца — ставленника польской шляхты, продавшего интересы своей родины польскому капиталу.

Но центральная фигура драмы — народ, который влияет на все историч. события. Народ является той могучей силой, к-рой вынужден опасаться царь Борис Годунов. Не случайно предок П., изображенный в драме, говорит:
... знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой,
А мнением — да! мнением народным.

Недовольство народных масс и затаенные мысли самого поэта выражены П. в репликах юродивого. Недаром в письме к Вяземскому в ноябре 1825 П. писал: «Жуковский говорит, что царь меня простит за трагедию — навряд, мой милый. Хоть она и в хорошем духе писана, да никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак юродивого. Торчат!»
Поиск
ВКонтакте
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поднять страницу в верх