Вс, 05/05/2024, 04:17Приветствую Вас Гость | RSS

Солнце русской поэзии

Меню сайта
Выбрать язык / Select language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Korean
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Наш опрос
Где/от кого вы впервые услышали об А.С. Пушкине

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 6
Обсудить опрос на форуме
Форма входа

Гершензон Д.: Пушкин А.С. (БСЭ - 1940) Часть 2


В «Борисе Годунове» П. не показал народного восстания. Драма оканчивается сценой на площади, когда «народ безмолвствует». Белинский правильно угадал заключенную в этих последних словах драмы мысль П., когда утверждал, что «в этом безмолвии народа слышен страшный, трагический голос новой Немезиды, изрекающей суд над новою жертвою». Пушкинская фраза о безмолвии народа была использована В. И. Лениным в его статье «Революционные дни», посвященной событиям 9 января 1905. «Мы должны стараться поспевать за ними, подводить итоги, делать выводы, почерпать из опыта сегодняшней истории уроки, которые пригодятся завтра, в другом месте, где сегодня еще „безмолвствует народ" и где в ближайшем будущем в той или иной форме вспыхнет революционный пожар» (Ленин, Соч., т. VII, стр. 82—83).

Значение «Бориса Годунова» в истории русской драматургии огромно. До П. драма в основном строилась на принципах классицизма и сентиментализма, когда слащавость и ходульность скрывали подлинные черты изображаемых героев, когда люди не выступали как живые типы и характеры. П. создал «Бориса Годунова» на основе новых принципов драматургии. В набросках предисловия к «Борису Годунову» П. писал: «я твердо уверен, что нашему театру приличны народные законы драмы шекспировой, а не придворный обычай трагедии Расина». Реализм П. ярко сказался в многогранном изображении им типических черт героев драмы. «У Мольера скупой скуп и только, у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен», — писал П., отдавая явное предпочтение Шекспиру. У Пушкина Борис Годунов изображен не только злодеем и убийцей, но он умен, любит своих детей, заботится об их образовании.

Драма «Борис Годунов» целиком проникнута народностью. В ней нашло отражение тщательное изучение поэтом устного народного творчества: песен, поговорок, пословиц. В этой величайшей драме, написанной чеканным стихом, слышится народная речь, хорошо передающая характер русской народной жизни эпохи 16 в. Драма «Борис Годунов» вначале не была разрешена к печати. Царь Николай I, прочитав драму, предложил поэту переделать ее «в роман или повесть наподобие Вальтер Скотта». Пушкин отказался от этого, и только в 1831 драма «Борис Годунов» появилась в печати.

Другим гениальным реалистическим произведением поэта был роман в стихах «Евгений Онегин» (1823—31), в к-ром П. явился «не просто поэтом только, но и представителем впервые-пробудившегося общественного самосознания» (Белинский). В романе «Евгений Онегин» дана широкая картина русской жизни начала 19 века. Белинский справедливо назвал его «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». Народность романа в том, что в нем П. впервые сумел показать русскую жизнь, как она есть, правдиво, глубоко и художественно. Изображая дворянское общество, различные социальные слои этого общества, П. сумел вскрыть те отрицательные явления, к-рые обнажают противоречия всей феодально-крепостнической системы. Говоря об отрицательном отношении Н. Раевского к роману, П. писал: «Он ожидал от меня романтизма, а нашел сатиру и цинизм». На эти сатирич. элементы романа указывал и Чернышевский в своих статьях о П. Ироничность и сатиричность выступают не только в описании крепостников-помещиков Петушковых и Буяновых и высшей петербургской знати, но и в тех многочисленных лирических отступлениях, которые имеются в романе. За лирически-шутливым тоном были скрыты горечь и тоска, к-рые наводила на поэта ссылка в глухое село Михайловское.

В романе «Евгений Онегин» созданы яркие типические образы. В образе главного героя романа — Онегина — П. раскрыл типичные для молодого человека дворянского общества черты опустошенности и скептич. отношения к жизни. П. показал, как от увлечения жизнью Онегин приходит к разочарованию, к неудовлетворенности обществом, его окружающим. Онегин переживает скуку, тоску, он бесплодно ищет удовлетворения своим стремлениям и чувствам. Он уединяется в деревне, много путешествует, но, возвратившись в Петербург, находит те же лица, те же маски. Онегин не может найти в окружающем его обществе возможности применить свои творческие силы и способности. Сохранившиеся наброски сожженной П. заключительной X главы романа показывают, что поэт хотел привести Онегина в лагерь декабристов. П. настолько типично и ярко изобразил Онегина, что многие его современники видели в судьбе героя романа свою судьбу. На типичность образа Онегина указывал и Герцен, когда писал: «Факт тот, что все мы более или менее Онегины, раз только не предпочитаем быть чиновниками или помещиками». В Онегине Пушкин создал яркий образ лишнего человека, к-рый впоследствии получил широкое развитие в русской литературе. Наряду с Онегиным, П. впервые изобразил глубоко правдивый тип русской девушки Татьяны Лариной. Глубокая, любящая и страстная натура, Татьяна, так же как и Онегин, остро переживает противоречия окружающего мира, она чувствует отвращение к фальши и лжи великосветского общества, но бессильна с ним бороться и покоряется силе привычек и традиций. П. создал образ Ленского — романтика по натуре и по духу времени. Отвлеченные мечты Ленского, романтические стихи и весь его облик беспочвенного мечтателя, оторванного от действительной русской жизни, ярко и правдиво изображен поэтом. В своем романе П. нарисовал помещичью усадьбу с ее крепостным бытом и нравами. Изображая помещицу Ларину, ее отношения к крепостным, няню Татьяны с ее рассказами о тяжелой судьбе крестьянки, П. дал правильное представление о крепостной деревне. Даже в экономич. деталях П. сумел правдиво изобразить свою эпоху. На это указывал Маркс в одном из примечаний о Рикардо в «К критике политической экономии». «В поэме Пушкина отец героя никак не может понять, что товар — деньги», — писал он (см. Маркс и Энгельс, Соч., т. XII, ч. 1, стр. 160, примеч.). Маркс и Энгельс высоко ценили П. Среди книг, по к-рым Маркс и Энгельс учились русскому языку, был роман «Евгений Онегин». Высоко ценил Пушкина и В. И. Ленин. По воспоминаниям Н. К. Крупской, Ленин в сибирской ссылке находил отдых в чтении произведений Пушкина. В беседе с молодежью Высших художественно-технич. мастерских. В. И. Ленин указывал на роман Пушкина «Евгений Онегин».

В романе ярко выступает строгая соразмеренность всех частей, сюжетность, динамичность, глубокая лиричность и музыкальность стиха. П. создал гениальное произведение, в к-ром с наибольшей мощью и полнотой проявилось его художественное мастерство.

После 1826, наряду с работой над «Евгением Онегиным», П. углубляет тематику своей лирики. Он насыщает ее философско-политическим содержанием. Поэт стремится передать свои сомнения и тревоги, наблюдения и мысли в форме лирического повествования, взволнованного, глубокого и страстного. Лирика П. этого периода прекрасно передает настроения и взгляды поэта в годы жесточайшей николаевской реакции. В послании «В Сибирь» (1827) П. выражает свое сочувствие сосланным декабристам, а в стихотворении «Арион» (1827) символически изображает свою участь певца движения декабристов, оставшегося одиноким после разгрома восстания, как бы после кораблекрушения:
Погиб и кормщик, и пловец!
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою.

Против гнета и насилия направлено и другое стихотворение Пушкина — «Анчар» (1828), в к-ром поэт с возмущением говорит о власти человека над человеком, господина (царя) над рабом. В ряде стихотворений («Поэт», 1827, «Чернь», 1828, «Поэту», 1830) П. как бы утверждает свой уход в чистое искусство от всей суеты существующей действительности. Он не отрицает общественного назначения поэзии, но в теории «искусства для искусства» видит в этот период средство защиты от влияния и давления официальных кругов самодержавного строя. Такой же характер защиты от реакционной булгаринской клики носит стихотворение П. «Моя родословная» (1830).

Одиночество и тоска приводили П. к мрачным мыслям о жизни и своей судьбе («Брожу ли я вдоль улиц шумных», 1829, «Не дай мне бог сойти с ума», 1833). П. как бы пытается философски осмыслить проблему жизни и смерти и всегда приходит к радостному утверждению жизни. В одном из стихотворений, написанных в последние годы жизни, поэт писал:
О, нет, мне жизнь не надоела,
Я жить люблю, я жить хочу.
Душа не вовсе охладела,
Утратя молодость мою.

П. верил в жизнь, в светлое будущее. Он чувствовал, что «у гробового входа младая будет жизнь играть», и приветствовал грядущее «племя младое, незнакомое». Радостью, бодростью, оптимизмом проникнуты многие стихотворения П. 30-х гг.

Отмечая огромное общественно-политическое значение этих стихотворений П., наполненных верой в лучшее будущее, Герцен писал: «Первые годы, следовавшие за 1825-м, были ужасающие... Не оставалось никаких иллюзий... Душой всех мыслящих людей овладела глубокая грусть.— Одна лишь звонкая и широкая песнь Пушкина звучала в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла мужественными звуками настоящее и посылала свой голос в отдаленное будущее».

Не раз обращавшийся к историческому прошлому России, П. проявляет особый интерес к эпохе Петра I. В поэме «Полтава» (1828) он создает героический образ Петра I и показывает величие и неустрашимость русского народа, побеждающего своих врагов. Победа над Карлом и Мазепой изображена П. как результат талантливого руководства Полтавской битвой Петром I, действовавшим вместе со всей армией в интересах русского народа. Гетмана Мазепу Пушкин рисует человеком с низкими душевными качествами — эгоистом, честолюбцем, коварным и мстительным. В противовес Мазепе, П. изображает Кочубея и Искру честными людьми, верными своему народу. В поэме «Полтава» П. создал прекрасный образ Марии. Художественное совершенство этой поэмы П. огромно. Изображению Петра I посвящен и неоконченный роман Пушкина «Арап Петра Великого» (1827—28). В основу этого произведения П. положил материалы о своем предке — Ганнибале. Петр I показан здесь крупнейшим реформатором, к-рый разрушает старые патриархальные порядки и способствует приобщению России к западно-европейской культуре. В 1833 П. снова возвращается к образу Петра I в поэме «Медный всадник», где тема о Петре I и его преобразованиях переплетается с темой о судьбе «маленького человека». П. изображает бедного чиновника Евгения, «бунт» к-рого против великого и вместе с тем жестокого реформатора России оказывается бессильным. Поэтизируя образ Петра I, П. как бы подчеркивает, что самодержавие несовместимо с развитием свободной личности.

Развитие пушкинского реализма в 30-х гг. идет по линии углубления тематики (маленькие трагедии), изображения прошлого русского народа («Капитанская дочка») и показа различных слоев общества в социально-бытовых повестях («Повести Белкина» и др.). П. создает драматические сцены «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», насыщенные глубокими идеями. В этих произведениях П. ставит общечеловеческие проблемы любви, смерти, алчности, зависти и др. Эти проблемы были поставлены до него в крупнейших произведениях мировой литературы, но по-новому осмыслены и художественно разрешены П. В маленьких трагедиях П. проявил свое гениальное умение проникать в жизнь и быт других народов, мастерски передавать колорит различных исторических эпох, создавать самые разнообразные типы и характеры. Его образ Скупого рыцаря, наряду с мировыми образами шекспировских трагедий, явился мощным воплощением алчности и низменности, к к-рой приводит людей богатство. В неоконченном произведении «Сцены из рыцарских времен» (1835), названном Чернышевским одним из превосходнейших произведений, П. нарисовал картину крестьянских войн эпохи феодализма. В эти годы П. работает над созданием прозаических произведений. В них он видел возможности более широкого изображения действительности, различных социальных слоев современного ему общества, их нравов и быта. Простота и легкость повествования, чистота литературного языка, ясность сюжета — все это обеспечило огромный успех прозаическим произведениям П. В «Повестях Белкина» П. изображает «маленьких людей», являющихся жертвой жестоких нравов современного общества. В одной из своих повестей, в «Станционном смотрителе», П. рассказывает о жизненной драме мелкого чиновника Вырина. Изображая «маленького человека» из чиновничьего мира, обыкновенных людей среднего сословия, П. показал, что и «маленькие люди» тоже умеют глубоко чувствовать и переживать. Теме капиталистич. города посвящена повесть «Пиковая дама» (1834), в к-рой П. создает образ Германа, человека, стремящегося владеть богатством и силой.

В другой повести — «Дубровский» (1834) — П. рисует борьбу мелкопоместного дворянина Дубровского с властным и влиятельным крепостником Троекуровым. «Бунт» Владимира Дубровского оказывается реальным только тогда, когда Дубровский находит поддержку у восставших крестьян. В этой повести тема обиженного дворянина тесно переплетается с темой крестьянского восстания. Рисуя образы крестьян, П. показывает в них черты глубокой человечности и чувство ненависти к своим поработителям. Теме крестьянства посвящен также неоконченный рассказ «История села Горюхина» (1831). В нем П. дал яркую сатирическую картину помещичьего произвола в крепостной деревне. Наиболее выдающееся прозаическое произведение П. — «Капитанская дочка» (1836), написанная на основе собранных им материалов о восстании Пугачева. В нем дано широкое художественное полотно из истории крестьянского движения в России. П. по-новому освещает образ Пугачева — руководителя крестьянского восстания. Он не изображает его тупым и никчемным человеком, разбойником, как это делали предшествовавшие П. писатели и историки, а наделяет Пугачева чертами народного вождя. П. показывает неразрывную связь Пугачева с массами, симпатии и любовь к нему народа. Он выделяет такие черты в характере Пугачева, как великодушие, гуманность, чуткость. Пугачев изображен Пушкиным с большой теплотой и сочувствием. П. не скрывает своего восхищения природным умом Пугачева и видит в нем ярко одаренную личность. В образе Гринева Пушкин рисует молодого дворянина, к-рый, несмотря на неприязнь к пугачевскому восстанию, проникается уважением к Пугачеву. П. показывает другого дворянина — Швабрина, — перешедшего на сторону восставших крестьян. Живо и художественно изображены П. простые люди — жители захолустной крепости. Особенно значительны образы капитана Миронова и его дочки Маши. Белинский называл «Капитанскую дочку» «Онегиным» в прозе. Если роман «Евгений Онегин» «есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица» (Белинский), то повесть «Капитанская дочка» очень близка к современности, хотя в ней выведены исторические лица и события. П. взял проблему крестьянского движения и на материале исторического прошлого показал, как велико значение движения народных масс.

В области художественной прозы, так же как и в области драмы и поэзии, П. проявил гениальные способности художника-реалиста. Сохранившиеся планы и конспекты его прозаич. произведений свидетельствуют о широте и многообразии творческих замыслов П., воплощению к-рых помешала мрачная эпоха николаевской реакции, преждевременно погубившая великого поэта.

Продолжая изучать жизнь и быт русского народа, П. в 30-е годы проявляет большой интерес к устному народному творчеству. Он пишет сказки, в которых пользуется фольклорными сюжетами. Особенно значительна «Сказка о попе и работнике его Балде» (1831), подчеркивающая силу и превосходство природного крестьянского ума над тупостью и никчемностью эксплоататора-попа. В этой сказке, так же как в «Сказке о золотом петушке» (1834), «Сказке о царе Салтане» (1831) и др., «насмешливое, отрицательное отношение народа к попам и царям — Пушкин не скрыл, не затушевал, а, напротив, оттенил еще более резко» (Горький). Обращаясь к «свежим вымыслам народным», П. создал поэтич. произведения, к-рые были настолько близки к народным сказкам, что вошли в репертуар народного сказового творчества («Сказка о рыбаке и рыбке», 1833). На основе материалов, собранных в Михайловском, П. создал «Песни о Стеньке Разине» (1826), а ознакомившись с материалами народного творчества славян, обработанными известным французским писателем Мериме, пишет «Песни западных славян» (1832).

Не менее значительны работы П. в области публицистики. Его две выдающиеся статьи о Радищеве («Александр Радищев» и «Путешествие из Москвы в Петербург») свидетельствуют о неизменном интересе П. к истории русского освободительного движения. Статьи П. о Радищеве не были напечатаны, но предназначались для печати, поэтому П. не мог высказать полностью все свои мысли о Радищеве. Но и те отдельные места в «Путешествии из Москвы в Петербург», в которых поэт соглашается с Радищевым, достаточно убедительно показывают, что П. был противником крепостнической системы. В одном из своих писем 1823 П. писал: «Как можно в статье о русской словесности забыть Радищева. Кого же мы будем помнить?». О Радищеве П. говорит и в первом варианте стихотворения «Памятник», в к-ром поэт подводил итоги своей творческой деятельности:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что вслед Радищеву восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Творчество П. открыло новую страницу в истории русской литературы. С его именем связано быстрое развитие русского реализма, создание произведений, правдиво и глубоко отображающих действительность. То, что было пройдено в зап.-европейской литературе в течение столетия, то было проделано в русской литературе П. за 20 лет. П. создал новую русскую литературу, к-рая стала органической частью мировой литературы. Он открыл путь для развития всей последующей русской реалистической литературы. Белинский правильно указывал, что «писать о Пушкине — значит писать о целой русской литературе: ибо как прежние писатели русские объясняют Пушкина, так Пушкин объясняет последовавших за ним писателей». Пушкин был учителем многих выдающихся русских писателей. Он был воспитателем великого сатирика Гоголя. Он подсказал Гоголю сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ».

П. создал русский литературный язык, который до него был отдален от народа и недоступен массам. Он сблизил разговорный язык с литературным. Это имело огромное значение для воспитания и образования народа. Вместе с новым поэтич. языком входили в литературу новые термины и слова, взятые из народной речи; обыденные вещи, о к-рых не полагалось говорить в поэзии, были Пушкиным опоэтизированы. Об этой величайшей заслуге Пушкина Чернышевский писал: «Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвел у нас литературу в достоинство национального дела». Пушкин тщательно изучал язык народа. Он настаивал на необходимости изучения писателями не только разговорного языка простого народа, но и народных обычаев, песен и сказок. «Не решу, — писал он, — какой словесности отдать предпочтение, но есть у нас свой язык; смелее! — обычаи, история, песни, сказки — и проч.». П. сам собирал народные песни, поговорки и пословицы. Он намеревался издать русские песни. Элементами фольклора проникнуты многие произведения П., в частности, его неоконченное драматич. произведение «Русалка» (1833). Как герой греческой мифологии Антей, к-рый для укрепления своих сил прикасался к матери-земле, так П. обращался к народной поэзии и черпал из нее неиссякаемые запасы народной мудрости, поэтические образы, художественные краски.

П. был действительно «взыскательным художником». Планы, конспекты и черновые рукописи его произведений показывают, как усиленно, упорно работал поэт над тем, чтобы сделать свои мысли и слова наиболее четкими, доступными, художественно выразительными. Он настаивал на необходимости краткости и лаконичности выражений. «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы, — писал П.— Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». П. показал образцы этого в своей художественной прозе и поэзии. «Каждая страница пушкинского произведения кипит умом и жизнью образованной мысли, потому что каждый стих, каждая строка Пушкина затрагивала, возбуждала мысль» (Чернышевский). П. умел краткими, меткими характеристиками, несколькими штрихами обрисовать облик героя. П. явился мастером социально-психологической характеристики. Переживания его героев связаны с изображением общественно-социальной среды, с происходящими событиями. Свои философские и общественно-политические взгляды П. выражал в конкретных художественных образах. П. был новатором в создании таких жанров, как маленькие трагедии, роман в стихах, социально-бытовая повесть. Многообразие созданных им жанров показывает, что П. сумел запечатлеть свои мысли и чувства в разнообразных формах, к-рые наиболее соответствовали его творческим замыслам.

П. оставил много теоретич. статей и заметок, касающихся различных вопросов литературы, искусства. Эти материалы говорят о высокой образованности П., о его огромном интересе к эстетическим и литературно-критическим вопросам. Каждое новое произведение П. расценивал прежде всего с точки зрения интересов развития русской национальной литературы. В своих статьях П. писал о задачах и назначении писателя, о сущности искусства, о проблемах реализма, народности и т. д. П. работал над историей русской литературы, над исследованием одного из величайших русских литературных памятников — «Слова о полку Игореве». Эстетические взгляды П. формировались под влиянием Вольтера и Дидро, Лессинга и Гёте. Однако сам П. внес много оригинального и значительного в область искусствоведения и литературоведения. Творчество П. является огромным вкладом в сокровищницу мировой культуры. Чернышевский писал о П.: «он научил публику любить и уважать литературу, возбудил сильный интерес к ней в обществе, научил литераторов писать о том, что занимательно и полезно для русских читателей. Поэтому-то и справедливо считают его первым истинно великим русским поэтом, потому-то ни один образованный русский человек не может произносить его имени без глубокого почтения, без живой признательности» (Чернышевский).

По своим идеям Пушкин близок нашей социалистической эпохе. Пушкин приветствовал прогресс, нравственное совершенствование, любовь к свободе, к просвещению, к науке. В своем творчестве он выразил те идеи гуманизма, которые были заложены в русском народе, но не могли быть развиты в условиях самодержавия, крепостничества и капитализма. П. был верным сыном своего народа, в недрах к-рого рос и развивался революционный размах, идея освобождения родины от рабства и произвола. Творчество П. приобрело такой могучий характер благодаря тому, что он активно боролся против крепостничества, ненавидел рабство и произвол, стремился к политич. свободе. П. — великий народный поэт. Создавая свои произведения, он смотрел на действительность «глазами всего народа», выражал мысли и настроения всего народа. П. мог смело сказать о себе:
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.

Белинский, к-рый первый указал, что П. — истинно народный, истинно национальный поэт, вместе с тем подчеркивал, что широким массам народа он не известен, ибо «наш народ не знает ни одного своего поэта, благодаря темноте и забитости». О Пушкине можно сказать то же, что говорил Ленин о Л. Толстом: он был «известен ничтожному меньшинству даже в России. Чтобы сделать его великие произведения действительно достоянием всех, нужна борьба и борьба против такого общественного строя, который осудил миллионы и десятки миллионов на темноту, забитость, каторжный труд и нищету, нужен социалистический переворот» (Ленин, Соч., т. XIV, стр. 400).

Творчество П. стало широко известным и доступным всему народу только после победы Великой Октябрьской социалистич. революции. П. стал любимым поэтом миллионов советских читателей. Его произведения переведены на 58 языков народов Советского Союза и на 41 язык народов зарубежных стран. Его произведения издаются миллионными тиражами. В то время как в старой царской России за период 1899—1916 общий тираж произведений П. составил всего 37.000 экземпляров, в СССР за один 1936/37 этот тираж выразился в 17.720.000 экземпляров. Растет советское пушкиноведение, имеющее огромные успехи в деле изучения пушкинского наследства, освобождения его от цензурных искажений, в розысках новых материалов о жизни и творчестве поэта. Пушкинский столетний юбилей 1937 показал, как любят и знают своего гениального поэта широкие массы Советского Союза. «Пушкин — слава и гордость великого русского народа», который по праву гордится «своей ролью в истории, своими писателями и поэтами» (из передовой «Правды» от 10/II 1937).

Соч. П.: Сочинения Александра Пушкина, 11 тт., СПБ, 1838—41 (3 последн. тома при участии Жуковского, Плетнева и др.); Сочинения Пушкина, 7 тт., изд. П. В. Анненкова, СПБ, 1855—57; Сочинения А. С. Пушкина, 6 тт., изд. Я. А. Исакова, СПБ, 1859—60; Стихотворения Пушкина, не вошедшие в последнее собрание его сочинений, Берлин, 1861, 2 изд., Berlin, 1870; Сочинения и письма, под ред. П. Морозова, т. I—VIII, СПБ, 1903—04; Сочинения Пушкина, 11 тт., изд. Академии наук, СПБ, 1899—1914; Сочинения Пушкина. Переписка, 3 тт., изд. Академии наук, СПБ, 1906—11; Собрание сочинений, под ред. С. А. Венгерова, 6 тт., изд. Брокгауз и Ефрон, СПБ, 1907—15 (со множ. иллюстраций); Избр. сочинения в одном томе, под ред. Б. В. Томашевского и К. Халабаева, 5 изд., Л.— М., 1933; Полное собрание сочинений, 6 тт., 4 изд., изд. «Художественная литература», М., 1936; Полное собрание сочинений, 6 тт., «Academia», М.—Л., 1936—38, 9 тт., «Academia», М., 1935—37; Полное собрание сочинений, 15 тт., изд. Академии наук, М.—Л., 1937 (пока вышло 5 тт.); Письма. Под ред. Б. А. Модзалевского, т. I—III, М.—Л., 1926—1936; Рукою Пушкина. Несобранные и неопубликованные тексты, «Academia», М.—Л., 1935; Пушкин—критик. Подбор текстов, комментарии и вступит. ст. Н. В. Богословского, «Academia», М.— Л., 1934.

Биографические материалы о Пушкине: Плетнев П. А., А. С. Пушкин, «Современник», СПБ, 1838, т. X; Бартенев П. И., А. С. Пушкин. Материалы для его биографии, М., 1855; Анненков П. В., А. С. Пушкин. Материалы для его биографии и оценки его произведений, 2 изд., СПБ, 1873, и в собр. соч. Пушкина, изд. Анненкова, т. I и VII, СПБ, 1855; Чернышевский Н. Г., А. С. Пушкин. Его жизнь и сочинения, СПБ, 1856, 2 изд., СПБ, 1864, переп. в Полном собрании сочинений Чернышевского, т. X, ч. 2, СПБ, 1906; Анненков П. В., Пушкин в Александровскую эпоху, 1799—1826, СПБ, 1874; Вяземский П. П., А. С. Пушкин. 1826—37. По документам Остафьевского архива и личным воспоминаниям, СПБ, 188; Майков Л. Н., Пушкин. Биографические материалы и историко-литературные очерки, СПБ, 1899; Дела III Отделения собственной его имп. вел. канцелярии об А. С. Пушкине, СПБ, 1906; Лернер Н. О., А. С. Пушкин, Труды и дни, 2 изд., СПБ, 1910; Пущин И. И., Записки о Пушкине, М., 1937; Щеголев П. Е., Дуэль и смерть Пушкина, 3 изд., Л., 1928; его же, Пушкин и мужики, М., 1928; Модзалевский Б. Л., Библиотека А. С. Пушкина (Библиографич. описание), «Пушкин и его современники», т. III, вып. 9—10, СПБ, 1910; его же, Пушкин, Сборник статей, Л., 1929; Вересаев В. В., Пушкин в жизни, 2 тт., 6 изд., М., 1936—37; его же, Жизнь Пушкина, М., 1936; Ашукин Н. С., Живой Пушкин, статьи, М., 1934; Оксенов И. А., Жизнь А. С. Пушкина, Л., 1937; Бродский Н. Л., А. С. Пушкин, Биография, М., 1937; Кирпотин В. Я., Александр Сергеевич Пушкин. 1799—1837, М., 1937.

Изучение творчества Пушкина: Белинский В. Г., Сочинения Александра Пушкина, Л., 1937; [Чернышевский Н. Г.], Сочинения Пушкина, изд. П. В. Анненкова, т. I и II, «Современник», 1855, т. XLIX, L, LII, и в его кн.: Избранные сочинения. Эстетика-критика..., М., 1934; Добролюбов Н. А., Полное собрание сочинений, 6 тт., под общ. ред. Лебедева-Полянского, М.—Л., 1934, т. I. Литературная критика. Статьи и рецензии 1856—58; Плеханов Г. В., Литературные взгляды В. Г. Белинского, «Новое слово», 1897, № 10 и 11, и Сочинения, т. X, 2 изд., М.—Л., 1925, Горький М., О Пушкине, М.—Л., 1937 (Академия наук СССР. Ин-т литературы. Пушкинский дом); Григорьев А. П., Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина, «Русское слово», 1859, № 2 и 3; Писарев Д. И., Избранные сочинения в 2 тт., т. II, М., 1935; Достоевский Ф. М., Речь о Пушкине, в его кн.: Дневник писателя, СПБ, 1880; Коробка Н., Личность в русском обществе и литературе нач. 19 в. Пушкин — Лермонтов, СПБ, 1903; Овсянико-Куликовский Д., Собрание сочинений, т. IV, СПБ, 1909; Гершензон М. О., Статьи о Пушкине, Л. 1926; Айхенвальд Ю., Пушкин, 2 изд., М., 1916; Луначарский А. В., Литературные силуэты, М., 1925 (статьи о Пушкине); его же, Александр Сергеевич Пушкин. Вступ. ст. в т. I Полного собрания сочинений Пушкина, 6 тт., 4 изд., М., 1936; Брюсов В. Я., Мой Пушкин. М.—Л., 1929; Жирмунский В. М., Байрон и Пушкин. Из истории романтич. поэмы, Л., 1924; Храпченко М., Творчество Пушкина, «Литературная учеба», М., 1934, № 4—5; Благой Д. Д., Развитие реализма в творчестве Пушкина, «Литературная учеба», М., 1935, № 1; Виноградов В., Язык Пушкина, М.—Л., 1935; Кирпотин В. Я., Наследие Пушкина и коммунизм, 2 изд., М., 1938; Мейлах Б. С., Пушкин и русский романтизм, М.—Л., 1937; Ярославский Е., Атеизм Пушкина, М., 1937; А. С. Пушкин. 1837—1937 (Сборник статей), М., 1937; Пушкин. Временник Пушкинской комиссии, Академия наук, т. I—V, М.—Л., 1836—39; «Литературное наследство», № 16/18, М., 1934; А. С. Пушкин в изобразительном искусстве, Л., 1937; Пушкин в музыке. Каталог. 1837—1937, М., 1937.

Общие пособия по изучению критики о Пушкине: Зелинский В., Русская критическая литература о произведениях А. С. Пушкина, 7 частей, Москва, 1887—99; Покровский В. И., А. С. Пушкин, его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей, М., 1905; Благой Д., Критика о Пушкине, Полное собрание сочинений А. С. Пушкина, т. VI, прилож. к «Красной ниве», М.—Л., 1931.

Библиографич. обзоры литературы о Пушкине: Синявский Н. А. и Цявловский М., Пушкин в печати. 1814—1837, М., 1914; их же, Пушкин в печати. 1814—1837, Хронологический указатель произведений Пушкина, напечатанных при его жизни, 2 изд., М., 1938; Пушкин в печати за сто лет (1837—1937). Составила К. П. Богаевская. Под ред. М. А. Цявловского, М., 1938; Межов В. И., Puschkiniana, СПБ, 1886; Фомин А. Г., Puschkiniana, 1900—10, Л., 1929; его же, Puschkiniana, 1911—17, М.—Л., 1937; Мезиер А. В., Русская словесность с 11 по 19 столетия включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Владиславлев И. В., Русские писатели 19 века, 4 изд., М.—Л., 1924; Томашевский Б., Пушкин, Л., 1925; Мейлах Б. С. и Эштейн А., Жизнь и творчество А. С. Пушкина, М.— Л., 1937.

Д. Гершензон.
Поиск
ВКонтакте
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поднять страницу в верх