Стихотворение отнесено Анненковым к числу лицейских стихотворений «неизвестных годов», но в примечании им сказано, что «по упоминовению в этом отрывке об „Эльбы императоре" можно приблизительно заключить, что он написан в 1815 г.»2. Основываясь, вероятно, на тех же стихах, Гаевский уточнил датировку стихотворения началом 1815 г.3 Датировка 1815 г. была принята последующими редакторами.
Наполеон находился на Эльбе с мая 1814 г. по 15/27 февраля 1815 г. (первое известие о бегстве его с острова было напечатано во втором прибавлении, от 15 марта, к 10 книге «Сына отечества» 1815 г.).
На основании почерка автографа «Бовы», время его написания: сентябрь — октябрь 1814 г. (см. об этом стр. 85).
С другой стороны, 27 марта 1816 г. Пушкин писал П. А. Вяземскому: «Обнимите Батюшкова за того больного, у которого год тому назад завоевал он Бову королевича». Пушкин, болевший простудою, лежал в лицейск
... Читать дальше »
Посылая кн. П. А. Вяземскому, бывшему одним из редакторов «Современника» после смерти Пушкина, стихотворение его «Герой», М. П. Погодин 11 марта 1837 г. писал: «Если бы вы были столько добры, чтоб написать мне слова два о его бумагах: цела ли Русалка, Островский, Ганнибал, Пророк, 8 песнь Онегина? Что Петр? Мелкие прозаические отрывки, кои готовил он к своей газете для образчика? Сделайте милость»129.
В ответ на это по поручению Вяземского писал М. А. Коркунов 21 марта: «Князь Вяземский болен глазами и просил вас от его имени поблагодарить за письмо и за статьи, присланные вами для первой книжки „Современника"; просил уведомить также, что до сих пор в бумагах Пушкина отыскано: из стихотворений: 1) „Медный всадник", который уже напечатан; повесть; 2) Сцены из Дон-Жуана; 3) сцены из Русалки; 4) отрывки из какой-то поэмы Черкес и 5) много мелких стихотворений; — из прозы: 1) отрыв. из повести „Египетские [ночи] вечера"; 2)
... Читать дальше »
В «Северных цветах на 1830 год», вышедших в свет в 20-х числах декабря 1829 г., была напечатана эпиграмма:
Седой Свистов! ты царствовал со славой; Пора, пора! Сложи с себя венец: Питомец твой младой, цветущий, здравый, Тебя сменит, великий наш певец! Се: внемлет мне маститый собеседник, Свершается судьбины произвол, Является младой его наследник: Свистов II вступает на престол!
Эпиграмма подписана «Арз.», т. е. «Арзамасец». Долго оставалось невскрытым, что автором этой эпиграммы является Пушкин, и ни в одно из изданий собрания сочинений Пушкина, кончая изданием 1903—1906 гг. «Просвещения» под ред. П. О. Морозова и изданием Суворина 1903—1905 гг. под ред. П. А. Ефремова, эпиграмма не включалась.
Между тем в «Материалах для словаря псевдонимов» С. Железняка (С. И. Пономарева), напечатанных в «Календаре Суворина» на 1881 г., стр. 282, указано: «Арз. (Арзамасец) — А. С. Пушкин». А в «Опыте словаря пс
... Читать дальше »
С конца 20-х годов Пушкин все определеннее ориентируется на путь историка: исторические интересы эпохи, собственные склонности, друзья — все толкало его по этому пути. Историком «Пугачевского бунта», приготовляясь к «Истории Петра», Пушкин и умер. Занятия той и другой темой неуклонно приводили Пушкина к тому имени, которое с детских лет было для него символом скептицизма, либерализма, атеизма, к тому, кто был его учителем в хранимом про себя политическом и религиозном образе мыслей, — к Вольтеру.
Уже на своем пути поэта-историка Пушкин неоднократно обращался за подкреплением к материалам Вольтера. Еще из Одессы в 1824 г. Пушкин писал Вяземскому: «Французы ничуть не ниже Англичан в Истории. Если первенство чего-нибудь да стоит, то вспомните что Вольтер первый пошел по новой дороге — и внес светильник философии в темные Архивы Истории. Робертсон сказал что если бы Вольтер потрудился указать на Источники своих сказаний, то бы он, Робертсон, никогда не написал своей Истории»... ... Читать дальше »